Сглазы священник

Полное описание: "сглазы священник".

С понятиями сглаза и порчи современный человек сталкивается едва ли не с самого детства, видя всевозможные телепередачи, газетные объявления и рекламу на улице. И почти всегда эти понятия очень тесно связываются там с духовностью и церковной традицией: дескать, сама Церковь ну-конечно-же-верит в подобные явления и имеет в своем «магическом арсенале» набор защитных средств от, например, соседки-колдуньи.

В наши дни интернет и печатные СМИ переполнены различными молитвами от сглаза и методиками снятия порчи. Все эти материалы, как правило, подаются вместе с православной символикой. О «приворотах», заговорах и прочих похожих вещах спрашивают «Фому» и наши читатели в своих письмах.

В день памяти святых Киприана и Иустинии, которые в народе почитаются как защитники от колдовства и чародейства, мы решили ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, и предлагаем вам взгляд теолога на поднимаемую проблему.

1. Что такое сглаз и порча?

С точки зрения Церкви сглаза и порчи – в их мирском понимании – не существует. Но существуют носители зла – существа, отпавшие от Творца. Если человек творит добро, пребывает в Церкви, участвует в ее Таинствах, то даже сам сатана не сможет причинить ему никакого вреда, поскольку вся жизнь верующего находится под защитой Бога. И все же, увы, многие из нас своим образом жизни отказываются от Господа и Его помощи, добровольно лишаясь благодатного покрова. В таком случае демонам легко сыграть над человеком злую шутку. Однако  винить в этом следует не «злую соседку», которая имеет «дурной глаз», а самого себя, отступившего от Бога и тем самым – предавшего свою душу в руки дьяволу.

Сглаз и порча по своему происхождению – чисто языческие понятия. Они появились в результате развития первобытных взглядов человека на мир. Древние люди верили, что на природу можно воздействовать не только на материальном, но и на духовном уровне. По мнению наших предков, злые эмоции, желания и чувства способны оказывать влияние с той же (а то и с большей) силой, что и  обычные орудия труда. Например, если хочешь кого-нибудь убить, совсем необязательно браться за камень или зубило – достаточно наложить на недруга «дурной глаз», и тот гарантированно отойдет в мир иной.

Церковь всегда осуждала такие взгляды и боролась с ними. Уже в Ветхом Завете существовал запрет обращаться к колдунам, чародеям и гадалкам, а сами представители этих «профессий» подвергались преследованию. Однако такие жесткие меры предпринимались вовсе не потому, что в магах видели некую мистическую угрозу, а потому, что сущность языческого воззрения на оккультизм прямо противоречит учению Церкви. Причем и ветхозаветной, и новозаветной.

Библейская традиция, а вслед за ней – и все христианское богословие, настаивают на том, что без воли Божьей никакой колдун или гадалка не могут причинить человеку никакого вреда, даже если они будут использовать весь арсенал магических приемов. Церковь всегда говорила, что сама по себе сила злого человека равна нулю, и сравнится разве что с силой малыша, который надел на себя мамин фартук и мнит из себя волшебника. Но, отрицая могущество очередной «бабы Маши», христианство говорит о существовании демонов – падших духов, которые раньше были светлыми добрыми ангелами, однако из-за неуемной гордыни стали врагами Бога и всего Его творения. Именно демоническая, а не человеческая воля стоит за всеми теми явлениями, которые в народе называются порчей, сглазом, поделками…

2. Как молиться от порчи?

Каких-то «специальных» молитв от сглаза или порчи не существует, поскольку такие молитвы не нужны верующему человеку. Когда христианин принимает Крещение, то либо он сам, либо его крестный (если Таинство совершается над ребенком) произносит слова отречения от сатаны и вручения себя в руки Божьи. Этого вполне достаточно, чтобы не быть во власти демонов и пребывать под кровом Господа. Чистота Крещения, если она не запятнана поздними тяжкими грехами, уже служит гарантией того, что вас не «сглазят» и не «испортят». Демоны в таком случае могут лишь соблазнять человека, но навредить напрямую – нет.

Другое дело, когда человек за свою жизнь совершает отступления от Бога своими плохими делами. Правда, если он грешит, но при этом осознает ошибки и старается исправить свою жизнь, идя навстречу Господу, то и в этом случае никакое бесовское наваждение не коснется его. Но вот в случае полного отступления от Бога и от жизни по Его заповедям, с человеком может случиться все, что угодно.

Обычно в интернете или в книгах сомнительного происхождения (обычно они публикуются без одобрения священноначалия) в качестве методики снятия порчи предлагается чтение особых молитв, которые преподносятся как панацея от зла. На самом деле эти молитвы либо не имеют к Церкви никакого отношения (их составляют люди, обычно имеющие о вере самые смутные представления), либо относящиеся к совершенно другой категории. Часто за «правило от порчи» выдается особое правило, совершаемое при нападении бесовской силы на человека. Оно может читаться только по благословению духовника или опытного священника, и только в тех случаях, если человек испытывает  прямое бесовское воздействие – к примеру, регулярно видит ужасные видения или одержим злыми духами. В других условиях читать это правило нельзя.

3. Как защитить себя от сглаза и порчи?

Прежде всего – не верить в них. Не видеть в каждой не понравившейся вам личности колдуна или знахаря. Важно помнить, что ни один человек не в силах навредить вам, и что магические способности (если он ими действительно обладает) такой «ведун» получает от злых духов.

А от воздействия жителей бесовского мира может защитить только Бог. Лишь пребывая в Церкви и будучи ее верным чадом, можно гарантированно защититься не только от мнимых «поделок», но и от реальных бесовских наваждений, которыми злые духи постоянно стараются смутить и подчинить себе людские души. А верный член Церкви – не тот, кто просто считает себя таковым, но тот, кто исполняет волю Божью и регулярно участвует в Таинствах, прежде всего – в Покаянии и Причащении. Только Церковь может служить  надежной оградой от зла.

Столь же важно для человека и самому быть добрым, выполняя заповеди Христовы не формально, а осознанно и от всего сердца. Зло имеет обыкновение  возрастать лишь в той душе, которая уже имеет некие недобрые навыки. Запятнанная и неочищенная покаянием, такая душа похожа на магнит, притягивающий к себе все сродное с ним по качеству. Есть в сердце гнев, раздражение, ненависть, гордыня, лицемерие и прочие пороки и страсти – значит и злу легко будет проникнуть туда и усилиться в нем. Если же в сердце живет любовь, всепрощение, милосердие, спокойствие, незлобивость, благодушие – то никакие демоны не могут возыметь над ним власть. Их влияние сильно лишь в том случае, если человек сам своими делами и привычками дает им власть над собою.

4. Меня сглазили. Что делать?

В первую очередь – перестать так думать. Очень часто утверждение «на меня навели порчу» является элементарной попыткой найти виновного в своих проблемах. Подсознательный посыл очень прост – виноваты все кроме меня самого. Не удался день – виновата тетя Клава с пятого этажа! На работе начальник поругал – это уж точно бывшая невеста наняла колдунью! Попал в аварию – черная кошка утром дважды перебежала дорогу! Все кругом являются причиной моих бед! Все кроме меня!

А, может, стоит просто задуматься над своей жизнью и хотя бы на минутку предположить, что истоки наших неприятностей кроются в нас. Ведь чтобы что-то исправить, совсем не нужно отдавать шарлатанам свои кровные деньги, а для начала, хотя бы – просто постараться пересмотреть взгляды на некоторые вещи.  И вместо того, чтобы во всех своих бедах винить злой глаз соседки по подъезду, задуматься – не наши ли собственные ошибки разрушают такой хрупкий мир в наших семьях?

Впрочем, бывает действительно нелогичное зло. Многие праведные и честные семьи страдали и страдают от разных бед – то дети заболеют, то дом сгорит, то деньги украдут. Но Церковь и в таких случаях не видит в этом ничего мистического и говорит однозначно – Господь посещает! А для чего – это уже совсем другой вопрос. Только Ему одному ведомы истинные мотивы того или иного посещения. Кого-то Он отрезвляет, кого-то – останавливает на пути к верной гибели, кому-то помогает избавиться от чего-то менее ценного, чтобы взамен дать более ценное и нужное. Его пути – неисповедимы. Именно поэтому святые не начинали расследований, по вине какой конкретно «бабки» у них начались проблемы, а с благодарностью говорили одну-единственную фразу: «Слава Богу за все!».

Иллюстрация: Михаил Нестеров, “За приворотным зельем”, фрагмент

Порча и сглаз – эти слова пугают многих суеверных людей по всей стране. Но не стоит забывать, что подобные понятие чужды Русской Православной Церкви.

Всё, что нужно знать про порчу и сглаз христианину

Сотрудники московской полиции задержали группу лжеэкстрасенсов. Подозреваемые запугивали своих клиентов, сообщая, что на них лежит порча. Затем аферисты предлагали решить все личные и семейные проблемы, а иногда проводили дистанционные «магические» ритуалы.

После оплаты «обряда» снятия порчи, стоимость которого составляла десятки и сотни тысяч рублей, мошенники внушали клиентам, что нужны повторные сеансы. Если же клиент отказывался, его запугивали несуществующими смертельными болезнями и прочими бедами.

Против участников группы возбуждено уголовное дело.

Если вы ищете ответ на вопрос, как защитить себя от порчи и сглаза, или хотите снять порчу, но не желаете проходить свидетелем по подобному делу, мы расскажем вам, как это сделать.

Что такое порча?

Что же такое порча? Всевозможные «маги» и «целители» утверждают, что порча — это вредоносное магическое влияние со стороны недоброжелателей с помощью магического ритуала с различными предметами.

Существует ли порча на самом деле? Социологи выяснили, что больше половины россиян верит в это. Когда в жизни наступает черная полоса — преследуют болезни, финансовые проблемы, рушатся отношения с близкими людьми — у них есть искушение искать причину не в своих жизненных ошибках и объективных обстоятельствах, а в том, что кто-то подкинул перья под порог или воткнул пару иголок в тряпичную куклу. А потом — бежать к заигрывающим с нечистой силой аферистам в поисках дорогостоящей защиты от порчи на смерть.

Православная Церковь однозначно считает порчу и сглаз суеверием — бесплодной и вредной для души верой в несуществующее. «То, что так много граждан верят в возможность сглаза и порчи, говорит о том, что в нашем обществе много людей, которые пытаются избежать ответственности. Оказывается, в их неудачах виноваты кто и что угодно — сглаз, порча, завидующие люди, но не они сами. То есть человек, когда ему становится плохо, что-то не так, вместо того, чтобы задать вопрос: „что я такого делаю, что у меня не получается с работой, не ладятся отношения в семье“, — сразу объявляет — „виноваты сглаз и порча“. И отправляется искать „наславшего“, забывая, что еще больше усложняет свою жизнь враждой», — говорит священник.

Бывает и так, что человек действительно не виноват в своих проблемах — но не виноваты в них и гипотетические недоброжелатели. Психологи говорят, что при ближайшем рассмотрении «порча» может оказаться банальной депрессией или болезненным переживанием старых травмирующих воспоминаний, которые навязчиво преследуют человека, не дают забыть о себе.

Читайте также – Когда бабка на горе свистнет

Порча – как определить?

«Как понять, что на мне порча?» — задаются вопросом доверчивые люди, прочитав в интернете, что духовный мир существует, и он весьма недружелюбен. Что такое порча, как определить, что это именно она?

Признаки порчи на человеке в фантазиях авторов эзотерических сайтов порой бывают экзотическими: бегающие против часовой стрелки зрачки, один зрачок больше другого (с этим срочно к врачу! в лучшем случае окажется воспаление глазного нерва, в худшем — черепно-мозговая травма, инсульт или опухоль), ощущение, что растет тринадцатое ребро… Но чаще перечисляют многочисленные проблемы со здоровьем, нарушения режима дня, межличностные и финансовые проблемы. Есть ли в мире хотя бы один человек, который не найдет у себя несколько «признаков порчи» из пятистраничного списка?

Для закрепления драматического эффекта эзотерики предлагают совершить различные манипуляции с яйцами или церковными свечами. Кстати, если свеча в вашем присутствии трещат или коптят, дело тут не в порче, а в качестве материала, из которого она сделана. Время катающих свечи из чистейшего воска пчеловодов, к сожалению, ушло безвозвратно.

Задача всех этих списков и манипуляций одна: чтобы клиент озаботился вопросом «как снять порчу?».

Как определить порчу на одиночество?

Порча на одиночество беспокоит, в основном, женщин. Если вам никак не удается встретить достойного спутника жизни или супруга, не торопитесь делать выводы о наведении порчи. Возможно, причина кроется в другом. Нельзя исключать психологические аспекты, стоит доверится Божьему Промыслу и не искать способа снять несуществующую “порчу”.

Как узнать, кто сделал порчу?

сглазы священник

Открыть завесу тайны предлагают различные магические обряды. Обращаться к ним не стоит. “Целители” предлагают отомстить обидчику или определить его, чтобы прекратить контакты с ним. Часто “целители” оговаривают близких. Доверять их мнению и обрядам по определению того, кто наслал порчу не стоит.

Сглаз. Как определить?

Утверждается, что сглаз – это легкое, случайное воздействие. Например, если на вас недоброжелательно посмотрели. Порча считается более тяжелым “преступлением”. Механизм действия, тем не менее, якобы, один и тот же – человека начинают преследовать неудачи, появляется вялость и депрессивные настроения, проблемы со здоровьем.

Вместо того, чтобы обратиться к врачу, люди идут к “целителям”, чтобы снять сглаз.

Читайте также – “Ой, и меня вот этим помажьте!”

Признаки проклятия

Проклятия — для тех, кто в них верит — бывают разные. Проклинают на смерть, на бесплодие, проклинают удачу, деньги, отношения в семье, проклинают здоровье, проклинают на хмель.

Для верующего человека реакция на проклятие может быть только одна: «благословляйте проклинающих вас», как советует апостол Павел. Никакое проклятие не имеет власти над человеком, пока он сам эту власть не отдаст — не поверит в то, что теперь все будет плохо.

Молитва от сглаза и порчи

Как правило, «целители» дают несколько популярных советов, как снять порчу самостоятельно. Но обязательно подчеркивают, что в особо серьезных случаях (читайте — в вашем) это не поможет, нужно обращаться к «более сильному магу». За определенную сумму денег. А вот, кстати, телефончик. И электронная почта. И скайп, если пожелаете.

сглазы священник

В качестве одного из способов «исцеления» предлагают молитвы от сглаза и порчи — и христианские, и мусульманские, и невесть какие еще. Из православных молитв перечисляют в лучшем случае «Отче наш» и 90 псалом («Живый в помощи Вышняго…»), который, видимо, от глубокого знания материала переименовали в «Живые помощи». В худшем случае это будут псевдоправославные заговоры — случайные наборы слов в рифму с упоминанием имени Божия всуе, которые никакой пользы, кроме вреда, не принесут.

Что делать, если сглазили?

Лучший вариант, если целители утверждают, что на вас “сглаз” – пойти в церковь, чтобы священник рассказал о реальной возможности действия “темных сил” и, не требуя денег за “снятие порчи”, а также не проводя никаких опасных для здоровья манипуляций, подсказал как поступит. Если у вас наблюдается сниженное настроение и вялость – обратиться лучше не к “целителю”, а к врачу.

Порча и церковь

Церковь «целители» называют одним из мест, где можно исцелиться от порчи. Они советуют ставить свечи перед определенными иконами. Хотелось бы напомнить, что свеча, поставленная без молитвы — это просто несколько граммов парафина и горящий фитиль. А человек, пришедший в храм без веры в Бога как Творца и всемогущего Хозяина этой вселенной, вряд ли получит какую-то духовную пользу. Кстати, Тот, в Чьих руках и наши жизни, и наше здоровье, обращаться к магам и экстрасенсам строго запретил.

По мнению последних, порчу в церкви можно и наслать — поставить свечи о живом на «заупокойный» подсвечник, например. Это суеверие не имеет под собой никаких оснований: Бог — не автомат по исполнению желаний, Он прекрасно знает, кто еще ходит по этой земле, а кто уже отошел и мир иной, и кто в какой помощи нуждается. Глупых и злых просьб Бог не исполняет никогда.

Читайте также:

  • Приметы и суеверия: верить ли в приметы и околоцерковные суеверия?
  • Профессор Алексей Ильич Осипов: «Мы всю жизнь молимся, но не меняемся»

Священник Даниил Сысоев «О порче и сглазе: взгляд православного»

23.11.2009

О порче и сглазе: взгляд православного

Свящ. Даниил Сысоев. Кандидат богословия.

«Как правильно защитить себя от порчи и сглаза», — такое название часто можно встретить сегодня и на фонарном столбе, и в газете, и в передаче по телевизору. Сотни людей, убежденных, что они подпали порче приходят в православные храмы или бегут к колдунам, чтобы снять с себя эту заразу. Как правильно нам православным относиться к этим представлениям? Ведь среди христиан существуют две взаимоисключающие точки зрения на этот проблему.
Одна из них фактически копирует представления оккультизма: зло в мире всемогуще, и наша главная жизненная задача – в создании надежной защиты от темных воздействий. Так выросла целая литература, воспевающая сомнительных «старцев» и особенно «стариц», которые всю жизнь положили на борьбу с колдунами и порчей. Все бы ничего, но очень часто эти «борцы с бесами» в своих речах проявляют не только дремучее невежество (что можно было бы «объяснить» откровением неких неведомых тайн), но и просто еретическое искажение Православного учения.

Практика показывает, что подобный настрой на борьбу с внешним злом крайне вреден для духовной жизни. Достаточно вспомнить судьбу черносотенных организаций до революции, где люди, выискивающие везде происки врагов, разругались, и развалили все патриотическое движение так, что к 1917 году Государю просто не на кого было опереться.

Подобный конец ждет и тех, кто целью собственной жизни поставил не достижение уподобления Богу, а борьбу с бесами (или колдунами, что тоже, если не хуже). Такие люди совершенно не бояться смертного греха клеветы, и спокойно называют дьяволами и чародеями кого угодно, никак не заботясь о том, соответствуют ли их слова действительности. Похоже, что таким ревнителям никогда не приходило в голову, что 9 заповедь стоило бы выполнять. Они считают, что в борьбе с темными духами цель оправдывает средства, что лучше оклеветать десять невинных, чем пропустить одного виновного. И вот парадокс! Эти борцы с бесами, сами становятся дьяволами (клеветниками). Не случайно, что именно из среды таких «благочестивцев» рождаются расколы, распри, распадаются приходы и семьи. Везде начинается партийность, прямо запрещенная апостолом Павлом: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1, 10-13).

Приведу пример. В одном храме, где мне приходилось служить, алтарничал один такой ревнитель. Вид у него был импозантный. — Длинная седая борода, загадочное выражение очей, таинственные слова привлекали к нему множество любопытных. Ходил слух (не без его поддержки), будто бы он старец и прозорливец и знает тайны загробного мира. Но как на алтарника на него положиться было нельзя. Раз в полтора-два месяца он заявлял, что уходит бороться с бесами, наседающими на кого-то. Способ борьбы его был странным. – Он неделю пил водку ничем ее не закусывая, и общался с какими-то темными личностями. Затем он приходил как ни в чем не бывало, и начинал раздавать полученные таким образом откровения. Слава Богу, что к концу жизни он стал хотя бы сожалеть о своем пьянстве, но при этом он утверждал, что просто побочный эффект борьбы с бесами. Думаю, что для православного, знающего, что пьяницы Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10), очевидно, что такая деятельность не угодна Господу.

В чем же ошибка таких ревнителей? В том ли что бесов нет или что они не могут принести вред человеку? Думаю, что нет. Они забыли слова Господа, сказавшего через пророка Исайю: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!» (Ис. 8, 12-13) А люди забыв о Творце, начинают воздавать недолжное почитание твари.
Перед нами практически тоже идолопоклонство, которое было у язычников. Ведь и те не всегда любили своих богов, а чаще боялись вреда от них. Поэтому они или пытались подействовать на них, лишив их силы, или думали задобрить злого бога при помощи жертвы, или, наконец, стравливали их между собой. Все это до чрезвычайности напоминает нам современных «бесоборцев», которые практически забывают о Боге, а если и вспоминают о Нем, то только для того, чтобы использовать Его силу в своих целях.

Такое отношение к Создателю иначе, чем свинством и неблагодарностью назвать нельзя. По словам апостола Павла, именно такое отношение к Богу привело язычников к идолопоклонству и другим омерзительным грехам: «они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Рим. 1, 20-14).
Бог конечно защитник всем призывающим Его. Но, как говорит Давид: «Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем» (Пс. 7, 11), а не тем, кто просто использует Его силу. Потому нам должно не бояться бесов, помня, что без попущения Божия они не могут навредить и свиньям, а стремиться познавать Бога, служить Ему, благодарить и славословить Его. Тогда и защита от Бога придет сама.

Но есть и вторая точка зрения на проблему воздействия порчи и сглаза, выраженная нынешними либеральными богословами. Согласно ей лучше отрицать факты, чем менять свою теорию. Считается, будто порчи и сглаза не существует вовсе, а если что-то и есть, то только у тех, кто сам обращается к темным силам через магию или подобным образом. Даже с формальной точки зрения непонятно, почему мы должны доверять нашим представлениям больше чем реальности? Ведь к пустому колодцу по воду не ходят. Если бы не было злого воздействия на людей из мира духов, то откуда взялось бы само представление о порче и сглазе?

Самое неприятное в рассуждениях либералов то, что вместо обсуждения реальной проблемы они ограничиваются навешиванием ярлыков. Вера в порчу и сглаз есть в язычестве – значит, это и есть язычество, звучит этот силлогизм. Но подобным образом рассуждают и любые сектанты. – Все язычники верят в бессмертие души, значит, вера в бессмертие души – язычество (рассуждения Свидетелей Иеговы). Короче всякий петух есть птица, следовательно, всякая птица есть петух.
О. Андрей Кураев подробнее других отстаивающий эту точку зрения (остальные обычно выступают в Интернет – публикациях) приходит к следующим выводам: «Несомненно, что падшие духи могут входить в души и жизнь людей, сознательно к ним обращающихся. Несомненно, что христианин (крещеный человек), обратившийся к оккультному миру за каким-либо чудом, рискует получить «обслуживание по полной программе» — вплоть до одержимости. Спорен вопрос о границах влияния падших духов на жизнь нехристиан, если последние прямо к ним не взывают. Неясен вопрос о том, может ли один язычник магическим путем воздействовать на жизнь и здоровье другого язычника. Но если предположить, что по просьбе неких язычников падшие духи смогут контролировать жизнь и здоровье христианина, то встает вопрос – от чего же защитил и спас Христос? Богатства и земной власти Своим ученикам Он не дал. И вот оказывается, что на частицу Его тела, на церковную частицу… любая знахарка может наслать любую напасть… Утверждающие, что такая власть у язычников есть, просто хулят Христа» (Диакон Андрей Кураев. Христианин в языческом мира или о наплевательском отношении к порче. М. Эксмо-Яуза. 2004. с. 239).

Чтобы обосновать этот вывод о. Андрей проводит изощренные исследования и пытается основываться на данных предания Церкви. Он говорит: «Обратимся к свидетельству Предания. Достовернейший голос Предания – это вероучительные определения Вселенских соборов. Но ни в догматических определениях Вселенских соборов, ни в изложениях веры и вероучительных книгах нашей Церкви, ни даже в катехизисах и «Законах Божиих» – нигде в качестве части православного вероучения не именуется вера в «порчу» и в угрозу, устремляющуюся к нам со стороны языческих практиков» (Диакон Андрей Кураев. Христианин в языческом мира или о наплевательском отношении к порче. М. Эксмо-Яуза. 2004. с. 238-239).

Конечно, никто и не считал веру в «порчу» частью вероучения, как никто не считал частью вероучения угрозы убийства или грабежа. Вопрос о «порче» для христианина лишь часть нравственного богословия. Если Господь запретил нам бояться смерти, то тем более нелепо боятся болезни. Но грех наведения порчи на человека в наших вероучительных книгах ЕСТЬ!

В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», известнейшей символической книге Православия, утвержденной на Киевском, Ясском и Константинопольских Соборах и одобренной восточными патриархами сказано о грехах против 2 заповеди: «Еще преступают сию заповедь те, которые прибегают к волхованиям и чародействам, которые признают неизменным и верным счастье и судьбу… также превращают людей в овец и других животных» (Догматические Послания Православных иерархов XVII-XIX веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. с. 133).

Признание действенности волшебства содержится и в авторитетных толкованиях канонических правил. Так крупнейший канонист Церкви XIV века Матфей Властарь, систематизировавший все предыдущие толкования канонов, объясняя, почему волшебник по правилу св. Василия Великого подвергается епитимии убийц (20 лет отлучения), пишет: «волшебство содержит призывание злокозненных демонов, посредством заклинаний на гробах, чтобы у кого-нибудь ослабить, например члены, или произвести расслабление на всю жизнь и жизнь сделать для него тягостной» (Матфей Властарь. Алфавитная Синтагма. М. 1996. С. 316).

Также и другой великий канонист Православной Церкви, Зонара говорит: «справедливо таковые (т.е. волшебники – с.Д.) наказываются подобно убийцам, потому что волшебство содержит в себе и призывание злых духов, и отравление; оно умерщвляет, или лишает рассудка, и делает смерть желанной для страждущего, когда он придет в себя, или, если не для него, то, по крайней мере, для близких к этому человеку. Временем же епитимии для таковых должно быть, говорит св. отец, время назначенное для дерзнувшего на вольное убийство, т.е. 20 лет» (Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М. 2000. с. 336).

Если мы обратимся к тому сборнику канонических норм, который употребляется в нашей Церкви при исповеди – «Номоканон при Большом Требнике», то увидим, что и здесь факт воздействия магов признается как вполне реальный. Канонической оценке волшебства посвящены параграфы с 13 по 24. Здесь прямо утверждается, что «чародеи волшебством бесы привлачат на своя хотения». Перечисляются те чародеи, которые вызывают демонов при помощи церковных молитв, тех, кто наводят импотенцию, дают удачу при охоте и защищают скот, наводят на людей паралич, создают отравы, занимаются прорицанием, астрологией и т.п.. Неужели о. Андрей считает себя мудрее тех отцов, которые составили и пользовались Номоканон? Почему для него постановление протестанствующего еп. Феофана Прокоповича важнее многовекового опыта Церкви?

Точно также и литургическое предание подтверждает очевидный факт нападения демонов на людей по просьбе чародеев. Кроме известной молитвы Требника на первый день («соблюди младенца от всякого навета невидимых духов, ей Господи, от недуга и слабости, от ревности и зависти, от очес призора»), упоминание о таком действии есть в каноне преп. Феодора Студита, который поется во всех церквах в мясопустную родительскую субботу. Там, среди различных видов смерти (от убийства, лягания коня, змеиного укуса и т.п.), говориться и о смерти от «чаровных напоений», которых он просит упокоить со святыми (Триодь Постная. Канон субботы мясопустной, песнь 6. Тот же тропарь в каноне Троицкой родительской субботы). Как мы видим, даже если человек умрет от воздействия магии, то из этого не следует, что был нанесен вред его душе. Для Отцов Церкви магическое убийство ничем принципиально не отличается от любого другого.
Упоминание о причинении вреда другому чрез волхвование содержится и в Чине Таинства Исповеди в Большом Требнике.

Уже не приходиться говорить о десятках примеров действенности магии, содержащихся в житиях святых. Впрочем, для либералов этот источник вообще не считается не только авторитетом, но хотя бы заслуживающим хоть какого-то уважения. Ведь если для о. Андрея недостоверно житие святых Киприана и Иустины (написанное, замечу, императрицей Евдоксией в начале V века на основании подлинных документов), которое подтверждалось уже святителем Григорием Богословом (24 слово), то неудивительно, что и касательно современности он доверяет только своим теориям. Знаменитые слова «если моя теория противоречит фактам – тем хуже для фактов», во всей красе проявляется и в этом вопросе. Не удержусь, чтобы не заметить, что и знаменитая (и отвергаемая о. Андреем) история о превращении женщины в лошадь, описанная в житии преп. Макария Великого с точки зрения исторической доказательности засвидетельствована едва ли не лучше, чем большинство событий церковной истории IV века. Ведь помимо самого жития (согласно рукописной традиции написанного святителем Сарапионом Тмуитским – конец IV в.), об этом чуде упоминает Лавсаик еп. Палладия, Руфин, «Достопамятные сказания». И Палладий, и Руфин лично общались и самим преподобным Макарием, и с многими очевидцами этого чуда. Так на каком основании мы должны не верить очевидцам, а доверять теориям либералов конца XX века?

Нам лично приходилось сталкиваться с тяжелыми последствиями либеральных теорий, которым верят больше чем реальности. Так недавно ко мне подошел один человек, у которого была следующая проблема. – Он общался с одной девицей, которая ему не нравилась. Однажды он решил с ней расстаться, и на прощанье девица угостила его чаем. После этого в нем появилась к ней странная тяга. Разумом она ему не нравилась, но при этом его к ней тянуло. Они поженились, а потом она его бросила. Но на этом страдания молодого человека не кончились. – Он стал в прямом смысле сохнуть. Его мышцы стали высыхать, причем обследования не нашли этому естественных причин. В панике несчастный обратился за помощью к священнику. Но тот, ссылаясь на труды о. Андрея заявил, что никакой «порчи» не существует и потому он не должен волноваться. Конечно, от такого высказывания проблемы у этого человека никуда не делись, и он обратился к колдуньям. Естественно, что состояние его только ухудшилось. Лишь после Таинства Исповеди и Соборования ему стало легче. Перед нами очевидный пример действенности магии на крещенного человека, который не защищен Причастием. Но самое для нас удивительное – это позиция священника, который предпочел отвергать реальность ради теории.
Теперь стоит посмотреть на то, как можно богословски осмыслить этот феномен.

«Когда ты слышишь здесь (Гал. 3, 1) слово зависть (букв. «сглаз»), или в Евангелии – худое око (Мф. 6, 23), что означает тоже самое, то не подумай, что одно устремление глаз может вредить тем, на кого смотрят, потому что глаз, как член тела, сам по себе не может быть завистлив; но здесь Христос так называет зависть. Ведь дело глаз – просто только смотреть, смотреть же лукаво – зависит от развращенного сердца. Так как через чувство зрения входит в нашу душу знание рассматриваемых нами предметов, и, например, в большинстве случаев возбуждает в нас зависть богатство, а богатство мы видим глазами, равно как начальников и их свиту, то поэтому назвал лукавым такое око, которое не просто смотрит, но смотрит с завистью и душевной злобою». (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Галатам. 3.1. Творения. Т. 10. с. 774)

«говорит он не потому, чтобы зависть сама по себе имела силу, но потому что учившие сему этому по зависти решились на это». (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание к Галатам. 3.1. Творения. Т. 10. с. 775)

В завершение нашей работы мы хотели бы обратить внимание на то, что есть вполне реальный способ борьбы с духами зла, который заповедан нам Писанием, но о котором забывают многие современные христиане.

Как снять, избавиться и защититься от сглаза? Если он есть, нужно ли его бояться? Молитвы, обереги от сглаза и порчи? Ответы православного священника.

Сглаз, порча

  • Стоит ли бояться «сглаза», «дурного глаза»?
  • Бывают ли «глазливые» люди?
  • Как защититься от сглаза?

Можно как угодно это явление называть, хоть «сглазом», хоть как, но, когда какая-то мелочь опрокидывает вверх дном все наши планы… – то усматривать суть происходящего следует не какой-то таинственной «глазливости» или иных суевериях, а в нашем «духовном склерозе»…

сглазы священник

Суеверное мышление проявляется в том числе и в боязни «дурного глаза» – предполагаемой способности некоторых людей произвольно или непроизвольно причинять зло посредством пристального рассматривания кого- или чего-либо. В качестве почвы «глазливости» предполагается зависть к чьему-то успеху, красоте, богатству, и, конечно же, определенные мистические способности. Как любое суеверие, «вера в сглаз» – далеко не безобидное явление, поскольку представляет собой душевредное мировоззренческое искажение.

«Так все хорошо было, а намечалось, батюшка, еще лучше и… вдруг все как посыпалось, расползлось в разные стороны! Не иначе, как сглазил кто…» А далее следуют мысли вслух с одной стороны о своей природной и несомненной доброте, а с другой – просеивание сквозь сито аналитического ума подозрительных лиц. Впрочем, на просеивание это мало похоже. Скорее на слив по канализационной трубе. Но, по-доброму. Но без злобы. «Не осуждая, а обсуждая», как говорится.

Как правило, этого человека видишь в первый и, скорее всего, в последний раз. Поэтому надо быстро сообразить, что именно и, особенно, как сказать, как ответить, чтобы человек понял: не тем он озабочен.

Вообще, честно скажу, не нравится мне вообще это словоупотребление: все эти «сглазы», «порчи», «испуги», «заговоры» и прочий народно-оккультный набор. Что-то вроде того, как в бытность художником, не любил обыденных названий цвета, типа «салатовый», «бежевый» и т.п. То ли дело – соответственно краскам: «ультрамарин», «кобальт зеленый», «глубая ФЦ», «краплак»… Сразу понятно, о чем речь, а то… «салатовый»!

Ну и потом, знаете, что-то в самом вокабуляре этом «попахивает». Затхлостью какой-то несет, словно в избушку на курьих ножках попал. Такое чувство, словно разговариваешь на какой-то языческой фене, когда произносишь эти слова. Видимо, словарь, сформированный оккультным сознанием, обладает каким-то приобщающим эффектом. Со словами, вообще, так. И словарь, сформированный в лоне определенной религии или культуры тоже, пусть косвенно, приобщает к источнику своего происхождения. В чем, кстати, ценность церковно-славянского языка. Но это уже немного о другом. Прошу прощения, что отвлекся.

Итак, что можно сказать человеку, пришедшему с недоумением по сглазу? Существует ли он в природе, бывают ли «глазливые» люди, или это всё – элемент народной мифологии, суеверие и мракобесие?

Да, существует. Вот отрывок из переписки прп. Амвросия Оптинского: «„От очес призора, от ревности и зависти и от невидимых духов” молится священник избавить родительницу и новорожденного. Значит, сомневаться в дурном глазе нельзя. Но употреблять воду, в которую опускают горящие угли с молитвой, и кропить этой водой суеверно и грешно. У нас на то есть крещенская вода».

То есть сглаз – это мистический феномен психоматериального бытия (если пользоваться терминологией Н.О. Лосского), создающий за счет людского неверия, маловерия и малодушия, благоприятную почву для возникновения и возбухания всевозможных суеверий, и распространения мракобесия.

Поясню примером из жизни.

Давно это было. Не заре моего настоятельства в богоспасаемом городе Маарду, когда храм на горке (предположительно искусственного происхождения, будто бы, Петровский редут) еще только строился. Был у меня  замечательный прихожанин Александр. Очень такой, знаете ли, хороший, порядочный человек. Что-то в нем было такое естественное, внутренне здоровое. И вот, как-то раз поехал он в Белокаменную. В один из прекрасных дней шел он по улице, шел себе, шел и поравнялся со старушкой. Обычная такая старушка, сухонькая, улыбчивая. А Саша – парень высокий, стройный, атлетически сложенный. А старушка так внимательно, улыбаясь смотрит на него и говорит ему ласково, какой он весь из себя красавец, какой высокий, молодой, здоровый, да осанка у него, да то, да се… Ласково так, с улыбкой говорит, кивает и говорит, говорит… Только странно: и голос у нее мягкий, и интонации умиротворяющие, и слова такие хорошие, а Сашу что-то аж к земле пригибает, скрючивает, горбит!..

И всё. Заболел Саша. Не помню, как его уж в Таллинн доставили, но был он просто никакой. Понятно, что ни к каким бабкам он не побежал «сглаз снимать», и рассказывал он эту историю без какого бы то ни было суеверного страха. Было только удивление. Такое, знаете ли, неподдельное детское удивление: и старушка такая безобидная, и смотрит ласково, и слова добрые… а его, пока она ему песенки поет, к земле пригибает. И явно, что не совпадение, а прямая причинно-следственная связь.

Саша, в отличие от множества других людей, оказавшихся мишенью оккультистов, отнесся к произошедшему трезво и преодолевал недуг теми средствами, которыми следует: молился, постился, исповедовался, причащался. Само собой, спустя некоторое время, он выздоровел окончательно. Только ведь, к сожалению, его случай уникален. Конечно же, не тем, что с ним произошло, а как он повел себя. Обратите внимание, он даже слово «сглаз» не хотел произносить, хотя прекрасно понимал, что с ним, по-видимому, именно это и произошло. Не хотел, потому что чувствовал: плохое это слово, не из нашего словаря, «неприличное» православному христианину. А потому произошедшее с ним послужило ему и окружающим лишь для укрепления духовного. Но окажись он человеком иного склада, поддайся он на искушение малодушием, и произошедшее с ним обернулось бы рекламой оккультизма.

Хорошо. Так все же, значит, явление такое есть? Значит можно сглазить и другого человека, и себя, и нарочно, и случайно, а как узнать, не «глазливый» ли ты? А как защититься от этого, что нужно предпринять, чтобы не сорвалось намеченное дело, как не сглазить?

Во-первых, я принципиально, по указанным выше причинам, не хочу обсуждать это явление в народно-оккультном дискурсе, который задает вся эта «глазливая» терминология.

Во-вторых, нельзя забывать, что, как замечали разные мыслители, и, в частности, цитируемый М. Лодыженским, писатель Гюисманс, «самая большая сила диавола заключается в том, что он заставил себя отрицать». У свв. Отцов еще конкретнее сказано, что человек памятозлобствующий на демонов, не памятозлобствует на людей, а тот, кто памятозлобствует на людей, водит дружбу с демонами. Поэтому придавать чересчур большое значение тому, что исходит от людей – опасное заблуждение. Потому как не столько «от», сколько «через». Надо отдавать себе отчет, что человек, идущий на поводу у бесов – сам их первая жертва, и не человека рассматривать как источник зла надо (хотя, конечно, от человека, увлекающегося магией, лучше держаться подальше), а бесов, которые и без него могут нам навредить, в частности, всевая нам помыслы на ближнего, вызывая в нас, пусть и обоснованное, но все же греховное осуждение, неприязнь, малодушие и пр. А так получается, что человека, пусть и небезвредного мы шарахаемся, а в себе даем бесу простор.

В-третьих, что касается предохранений от срывов и пр. Не плевать надо через левое плечо, и не стучать по дереву, чтобы не сглазить вот-вот воплощаемые планы. Как уже сказано было выше, христианину неприлично пользоваться даже словами из оккультного обихода. Тем более, что они лишь с толку сбивают. Основная причина всевозможных  срывов и «обломов» – зависть диавола. Но, как и любое зло, как все, что попускается Богом, причина наших внезапных и необоснованных срывов настроения, распада отношений, ломки планов и пр. гнездится в порочной самозамкнутости человека, в его мнимой самодостаточности, самонадеянности, самолюбии, гордыне. Обратим внимание, как уверенно мы рассуждаем о своих планах на будущее, о своих желаниях, правах и обязанностях (причем даже не задумываемся, что формулируем их на основании все той же самости). На это обращает внимание и апостол Иаков, говоря: «Теперь послушайте вы, говорящие: „сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль”;  вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: „если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое”, – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак. 4; 13 – 16).

Можно как угодно это явление называть, хоть «сглазом», хоть как, но, когда какая-то мелочь опрокидывает вверх дном все наши планы и внезапно разваливается дело, которое уже было в наших руках, а тут – «стечение обстоятельств» и всё! – то усматривать суть происходящего следует не какой-то таинственной «глазливости» или иных суевериях, а в нашем «духовном склерозе», в маловерии, все в той же самонадеянности и прочем по вышеприведенному списку. Как мы можем с уверенностью что-то планировать, как если бы все зависело только от нас, от нашей воли, аккуратности, заинтересованности?!..

Кто чуть поумней, тот еще, полушутя, добавляет оговорку: «Ну, если мне, конечно, с утра кирпич на голову не упадет….» При этом, как правило, уверен, что, конечно же, нет, с какой стати?! Но и это всего лишь то же самое суеверное оглядывание по сторонам. Тут нет еще места надежде на Божий Промысел, побуждающей, согласно апостольскому совету, увязывать свои планы с осознанием воли Божией, без которой ничто не совершается и просить на них Божиего благословения. В противном случае, мы своей самонадеянностью вынуждаем Отца Небесного вразумлять нас внезапными «поворотами судьбы».

Еще раз, в заключение, подчеркну: слова «если Бог даст» и т.п. – это не эвфемизмы троекратного сплевывания через левое плечо или постукивания по дереву (кстати, иной человек и молитву может произносить как заклинание), но выражение: осознания, что все в руке Божией, надежды, что Господь не попустит зла, и готовности, если попустит что, потерпеть с Его же помощью.

Вы прочитали статью Как снять сглаз или порчу? Читайте также:
Протоиерей Федор Кречетов: Вера в сглаз и порчу – попытка снять с себя ответственность

Астрология, сглаз и гадания – результаты опроса

Существует ли какой-нибудь ритуал или молитвы от порчи и сглаза?

Оценка 4.8 проголосовавших: 10
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here